МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. ГРОДНО

ГУО "Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения"

Главная

Публикации

Подростковый возраст. Помогите своему ребенку повысить самооценку (из книги В. Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

Вячеслав Дмитриевич Озеров - отец тотально незрячего сына, общественный деятель. Один из инициаторов создания и председатель АРДИЗ – одного из первых объединений родителей детей-инвалидов Санкт-Петербурга, впоследствии - вице-президент ГАООРДИ. Организатор летних социально-реабилитационных программ для детей-инвалидов по зрению, автор серии статей и книги «Беседы с родителями незрячих детей»Ниже приводится отрывок из главы «Общая и средняя школы».

Прошли четыре года, и ребенок уже учится в пятом классе. Новые условия: каждый предмет ведет свой учитель, со своим характером, манерой поведения. Другие воспитатели, классный руководитель. Другое классное помещение. А тут ещё новые предметы, которые Вы подзабыли – ну как тут поможешь ребенку?

А нужна ли Вашему ребенку помощь в повседневной учебной жизни? Помощь ребенку в том виде, в котором Вы оказывали ему в начальной школе, ему уже не нужна. Если ребенок умеет учиться, то учителя в небольших классах легко донесут до него знания, воспитатели проследят за выполнением домашних заданий. За четыре годы совместной учебы и жизни в школе, дети научились поддерживать друг друга, и всегда готовы прийти на помощь – важная особенность школ слепых.

Но не расслабляйтесь и постоянно интересуйтесь ходом учебы, поощряйте удачи и помогайте ребенку разбираться в проблемах. А проблем будет много.

Учиться вашему ребенку еще не менее шести лет, в школе слепых учебная программа общей школы завершается в десятом, а не девятом классе, как в массовых школах. Среднюю школу он закончит после обучения в 11 и 12 классах. В десятом классе Вам и Вашему ребенку придется решать, что делать дальше: продолжить обучение в 11 – 12 классах … или пойти учиться в среднее профессиональное образовательное учреждение, или думать о трудоустройстве.

А пока впереди шесть лет учебы…

Ребенок начинает осознавать себя личностью… Раньше оценка жизненной успешности совпадала с оценкой родителей и учителей. Теперь эта оценка, а точнее самооценка, базируется на мнении товарищей по учебе; на восприятии своих возможностей, через призму зрительного дефекта; на оценке способности делать то же, что и другие; на восприятии своего внешнего вида и на других, часто не понятных для Вас, факторах. Ребенок начинает самоутверждаться. Этот период для родителей чреват тем, что в нем проявляются многие недочеты воспитания, допущенные в предшествующие годы.

В начале кризиса подросткового возраста многие дети начинают активно интересоваться причинами своего плохого зрения. Часто предъявляют родителям необоснованные претензии, считая, что они «не всё! сделали». Другие дети, наоборот впадают в уныние, грубят, плохо ведут себя, начинают хуже учиться, им кажется, что с таким зрением у них нет будущего. Третьи начинают требовать к себе снисхождения. Четвертые - не прочь «выбить» дополнительные блага. Вам необходимо найти способы снятия психологического напряжения у подростка от этих вопросов. Это можно сделать только в содружестве с работниками школы. Бывает, что в этот период они видят и общаются с ребенком больше, чем Вы, и могут, рассказав для Вас много интересного о ребенке, помочь найти с ним общий язык и «утрясти» недоразумения. Игнорирование или несвоевременное реагирование на эти вопросы, может оставить неизгладимый след на взаимоотношениях в семье.

А пока ещё не наступил этот период, подумаем о том, что можно сделать, чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку…

Существенное влияние на собственную самооценку незрячего школьника оказывает его способность самостоятельно перемещаться – ездить по собственным делам без сопровождения взрослых. Произойдет это, как правило, не ранее 9 – 10 класса, но к этому необходимо готовиться в 5 – 6 классах.

Если у ребенка глубокое нарушение зрения и ему в будущем придется использовать белую трость, то с 10 – 11 лет необходимо приучать его носить её с собой, при каждом выходе из дома, даже если он идет с сопровождающим. Необходимо убедить ребенка в том, что в этом нет ни чего постыдного, а трость, в первую очередь, нужна не ему, а окружающим – они при виде белой трости внимательнее относятся к её владельцу…

Почему в 10 – 11 лет? В этом возрасте, у незрячего ребенка появляется интерес к самостоятельному передвижению, и он начинает понимать, что без трости ходить опасно. А вот в 13 – 15 лет Вы вряд ли уговорите его взять в руки трость – «стыдно», и только лет через пять юноша или девушка начнут признавать необходимость трости при хождении и пожалеют, что не научился пользоваться ею раньше.

…Некоторые родители не знают, где взять трость и какая она должна быть. В школьной программе есть часы, на которых слепых детей обучают пространственной ориентировке, в том числе, с использованием трости, но в обязанность школы не входит обеспечение детей тростями. Это задача органов социальной защиты, но для получения бесплатной трости необходим документ (индивидуальная программа реабилитации инвалида) от медико-социальной экспертизы (МСЭ) – государственного органа, дающего заключение об инвалидности. Иногда легче купить трость самому, чем получить необходимую бумагу от МСЭ. Где купить трость можно узнать в первичной организации Всероссийского общества слепых (ВОС) при школе или в отделении ВОС вашего региона.

Белые трости бывают трех основных видов: опорные, трости – щупы и складные. Опорные трости обычно нужны для слабовидящих пожилым людей или для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трости – щупы в основном используются при обучении хождению на занятиях в школе или реабилитационном центре, а также для слепых, перемещающихся на небольшие расстояния без использования общественного транспорта. Для детей и мобильных инвалидов по зрению целесообразнее использовать складную трость. Они бывают разной конструкции и различной длины. В начале, когда ребенок будет использовать трость в качестве средства сигнализации для окружающих, её длина в развернутом виде не принципиальна, но желательно, чтобы она была не ниже его пояса. Если же трость будет использоваться по прямому назначению, то в вертикальном положении её ручка должна быть в пределах грудной клетки…

А сейчас, обсудим одну «малозаметную» проблему для родителей, особенно для тех, у которых дети проживают в интернате…

 Мама, забрав ребенка в конце недели из школы и придя домой, говорит: «Прежде чем ужинать, помойся под душем и переоденься – от тебя пахнет интернатом». А в понедельник, собирая ребенка в школу на пять – шесть дней, забывает дать ему на смену рубашки, носки и нижнее бельё.

С наступлением половой зрелости у ребенка меняется деятельность многих систем организма, в том числе системы потоотделения. От ребенка начинает пахнуть «взрослым» человеком… Замечание окружающих, сделанные подростку по поводу его «пахучести», вызывают у него недоумение и выводят из себя. Он не понимает, что от него хотят, и он отчасти прав – человек не чувствует своего запаха.

Поэтому необходимо своевременно приучить ребенка к гигиене всего тела. … В школе воспитатели тоже заставляют детей ежедневно мыться, но воспитатели не имеют возможности лично заниматься обучением детей соблюдению гигиены и не могут (а иногда и не имеют права) проконтролировать качество мытья…

Поэтому родителям необходимо приучить ребенка ежедневно мыться под душем, а если это невозможно, то уметь ежедневно подмывать над раковиной подмышечные впадины, промежности, соблюдать гигиену половых органов. Ребенок должен иметь возможность: ежедневно заменять рубашку (сорочку), носки; не реже двух раз в неделю менять нижнее бельё. Всё это должно войти в обязательную привычку, ребенок должен понимать, зачем это нужно. Если нельзя обеспечить нужным количеством сменного белья – научите ребенка стирать и обеспечьте его стиральными средствами. Сказанное касается не только юношей, но и девушек.

Если, сумеете своевременно приучить ребенка к этим, вроде бы само собой разумеющимся вещам, то поможете своему ребенку в повышении самооценки, что немаловажно в преодолении проблем подросткового возраста.

Конечно, это не все проблемы и, возможно, не самые «важные», которые Вам придется решать во время обучения ребенка в общей и средней школе, но опыт их решения, при наличии хорошего контакта с работниками школы, позволит решить большинство других.


Как сказать другим.., или немного о взаимоотношениях с окружающими. (Из книги В.Озерова Беседы с родителями незрячих детей)

Ниже приводится отрывок из главы «Проблемы взаимоотношения в семье и с окружающими людьми».

Одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются родители, является необходимость сообщать родственникам, друзьям, знакомым о том, что ребенок родился не такой, как все…

При встрече со знакомым на его вопрос о ребенке сообщите обычные данные (вес, рост, цвет волос) и кратко скажите, что врачи считают, что у него есть нарушения зрения и сейчас уточняют, как лечить. Если спрашивающий сталкивался с такими случаями, то расскажите ему подробнее, может быть, он чем-либо Вам поможет. Если это простое любопытство (а это Вы быстро почувствуете), то переведите разговор на другую тему. Так же надо отвечать на вопросы старших детей.

Не «нагружайте» знакомых своими переживаниями, эмоциями и подробностями болезни ребенка - не все могут и готовы слушать. Есть вещи, которые можно обсуждать только с близкими людьми или со специалистами.

Разумеется, не все сумеют Вас понять и тактично поддержать, но если Вы будете говорить с людьми искренне, то скоро почувствуете, кто способен Вас понять и поддержать, а кто нет. Если же Вы будете лгать, стыдясь за ребенка или жалея себя, то люди, рано или поздно узнав о Вашей беде, могут обидеться на Вас за недоверие к ним. Между Вами и Вашими знакомыми появится отчуждение.

Проблемы Вашего ребенка вынуждают Вас вступать в контакт с новым кругом людей, ранее Вам не знакомых – врачами, социальными работниками, родителями таких же детей. Расширяя круг новых знакомых, черпая у них нужные Вам знания, Вы быстрее определитесь с возможными путями развития ребенка.

Если сумеете сохранить и даже расширить круг ваших знакомых и друзей, то легко противостоите различным наветам и клевете со стороны недругов или просто несведущих людей. Не злитесь, и не обращайте внимания на людей, которые в силу своего незнания, воспитания, недальновидности не сумели Вас понять или оскорбительно высказались в Ваш адрес, в адрес ребенка. Вскоре Вы выявите, кто из старых и новых знакомых готов Вам помочь, чьё искреннее участие окажется большим подспорьем для Вас и Вашей семьи.

Мы уже говорили, что родители - живые люди и им, кроме решения проблем ребенка, надо выполнять другие обязанности, реализовывать свои права, нести ответственность, то есть жить полнокровной жизнью. Для этого нужна помощь других людей. Научитесь просить и получать помощь.

Не считайте, что только Вы можете осуществлять уход за ребенком. Много людей могут сделать это не хуже Вас. А для ребенка появление в его окружение новых лиц только на пользу. Посторонние люди при общении с Вашим ребенком могут «открыть» у него способности и таланты, не замеченные Вами, и научить его тому, чему Вы не смогли. Привлекая других людей к уходу за ребенком, Вы даете и ему возможность узнать много нового. А у Вас появляется время заняться собой, своими делами и делами всей семьи…

У Вас появилась надобность в помощи других членов семьи, знакомых? Просите её заранее! Захотели побыть наедине с супругом, сходить в гости, в театр, съездить в универмаг, попросите побыть с ребенком знакомую, соседку, бабушку, старшего ребенка. Выясните, могут ли они это сделать в нужное Вам время. Объясните им, чего Вы хотите, что нужно ребенку, как действовать в том или ином случае. При возможности заранее привлеките их к уходу за ребенком и понаблюдайте, как у них получается. Оставляя ребенка наедине с новым человеком, познакомьте их, объясните ребенку, что уходите и скоро будете. Если после возвращения Вы обнаружили, что не все выполнено так, как Вы хотели (привыкли), то не устраивайте разнос Вашему помощнику. Скорее всего, Вы нечетко его проинструктировали или о чем-то забыли сказать. Будьте всегда благодарны за любую помощь.

 Если помощь нужна систематически, а знакомые и родственники не могут Вам её оказать, обратитесь в соответствующие государственные учреждения (органы здравоохранения, социальной защиты, образования) или общественные организации, возможно, они предоставят Вам необходимую помощь[1].

Но прежде чем просить помощь, надо разобраться, в какой организация Вы сможете поучить необходимую услугу и на каких условиях. Для этого обратитесь (устно или письменно) к сотрудникам интересующей Вас организации и сообщите им, что в Вашей семье есть ребенок с такими – то проблемами и попросите разъяснить, какую помощь Вам могут оказать и на каких условиях. Не обижайтесь, если помощь, которую Вам предложат, окажется не той, которую Вы ждете. Либо Вы неправильно попросили, либо обратились не по адресу…

Будьте благодарными. Благодарите за любую помощь, даже если она оказалась не такой, какую Вы хотели или ожидали получить. Благодарность всегда окупается. Не завидуйте другим. Зависть иссушает завистника и отталкивает окружающих. Не жалейте себя. Жалость обезоруживает жалеющего себя и раздражает окружающих.

Наши контакты

Наш адрес

230005 г. Гродно, ул. Дзержинского, 93

8 (0152) 78-60-92

school_internat@mail.grodno.by

Время работы

Круглосуточно

Сб: шестой школьный день