МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. ГРОДНО

ГУО "Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения"

Главная » Новости » Общая новостная лента

Правила безопасности в Интернете

12

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители. 

Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование. 

С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет? 

  1. 1. Коммуникационные риски или риски общения

Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.  

Издевательство в сети наказуемо действующим  законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности   по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением. 

Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами. 

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. 

Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди –  36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем.  

Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни. 

 

  1. 2. Потребительские риски

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль. 

По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.   

Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.  

В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям. 

Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение    о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.).  Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.  

Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег. 

Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте  до 14 лет несут ответственность их родители. 

Психологические симптомы 

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером; 

– невозможность переключиться на другую деятельность; 

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям; 

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету; 

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей; 

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети. 

Физические симптомы 

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

– сухость в глазах; 

– головные боли по типу мигрени; 

– боли в спине; 

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

– пренебрежение личной гигиеной; 

– расстройства сна, изменение режима сна. 

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности: 

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения; 

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах; 

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу; 

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений; 

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы). 

Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они: 

Психологические симптомы 

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером; 

– невозможность переключиться на другую деятельность; 

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям; 

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету; 

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей; 

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети. 

Физические симптомы 

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

– сухость в глазах; 

– головные боли по типу мигрени; 

– боли в спине; 

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

– пренебрежение личной гигиеной; 

– расстройства сна, изменение режима сна. 

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности: 

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения; 

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах; 

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу; 

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений; 

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы). 

Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они: 

Психологические симптомы 

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером; 

– невозможность переключиться на другую деятельность; 

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям; 

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету; 

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей; 

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети. 

Физические симптомы 

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

– сухость в глазах; 

– головные боли по типу мигрени; 

– боли в спине; 

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

– пренебрежение личной гигиеной; 

– расстройства сна, изменение режима сна. 

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности: 

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения; 

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах; 

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу; 

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений; 

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы). 

Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они: 

Психологические симптомы 

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером; 

– невозможность переключиться на другую деятельность; 

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям; 

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету; 

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей; 

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети. 

Физические симптомы 

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

– сухость в глазах; 

– головные боли по типу мигрени; 

– боли в спине; 

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

– пренебрежение личной гигиеной; 

– расстройства сна, изменение режима сна. 

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности: 

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения; 

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах; 

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу; 

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений; 

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы). 

Познакомьте родителей с основными показателями, характерными для Интернет-зависимости. Вот они: 

Психологические симптомы 

– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером; 

– невозможность переключиться на другую деятельность; 

– увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

– предпочтение виртуального мира семье и друзьям; 

– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к интернету; 

– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, обман близких людей; 

– неисполнение своих основных обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети. 

Физические симптомы 

– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 

– сухость в глазах; 

– головные боли по типу мигрени; 

– боли в спине; 

– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 

– пренебрежение личной гигиеной; 

– расстройства сна, изменение режима сна. 

Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности: 

-высокую «социальную смелость» - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения; 

-«подверженность чувствам» - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах; 

-«экспрессивность» - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу; 

-«напряженность» - активная неудовлетворенность стремлений; 

-«неустойчивость самоконтроля» - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы). 

Правила безопасности для несовершеннолетних в сети Интернет 

Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты. 

Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы. 

Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину. 

Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв. 

Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране. 

Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь  в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко. 

Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.  

  Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний  адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях. 

Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях. 

Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой. 

Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе. 

 Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot). 

Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки. 

Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один,   особенно – в безлюдном месте! 

Всегда помните!!! 

Далеко не все, что можно прочесть или увидеть в Интернете – правда. 

В Интернете каждый может представить себя не тем, кем является на самом деле. 

Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 170 или в государственное учреждение образования «Гродненский областной социально-педагогический центр», расположенный по адресу: г. Гродно, ул. Горького, д. 79, 

или по телефону 55-70-33. 

Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой кибербуллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также на детском правовом сайте https://mir.pravo.by. 

 

Наши контакты

Наш адрес

230005 г. Гродно, ул. Дзержинского, 93

8 (0152) 78-60-92

school_internat@mail.grodno.by

Время работы

Круглосуточно

Сб: шестой школьный день